Токсоплазмоз у кошек

Токсоплазмоз – заболевание, вызываемое мельчайшими паразитами (Toxoplasma gondii), обитающие внутри клеток. Заразиться токсоплазмозом может любой человек; паразиты прекрасно выносят любые условия существования и встречаются повсеместно. Довольно часто болезнь поражает кошек, за что её и называют «кошачьим заболеванием».

Но страдают от паразитов и люди, особенно опасно заболевание при беременности, так как может вызвать нарушение развития плода, сбои в работе эндокринной и нервной системы мамы. Однако, не стоит сразу отказываться от пушистых любимцев. Не сложные и не обременительные процедуры помогут защитить организм человека от проникновения нежелательных элементов. Соблюдать правила гигиены необходимо постоянно, независимо от состояния здоровья домашнего любимца.

Что такое токсоплазмоз у кошек

Токсоплазмозом называется паразитарное заболевание, которому подвержены практически все млекопитающие. Представители кошачьей породы могут передавать возбудителей болезни животным и людям.

После заражения паразиты частично остаются в кишечнике кошки и выводятся с испражнениями (ища таким образом себе нового хозяина), а часть проникают в кровоток, который разносит их по всему организму животного.

Токсоплазма Гонди

Toxoplasma gondii — возбудители токсоплазмоза

Способы распространения токсоплазмоза

Токсоплазмоз у кошек появляется:

• при поедании мышей, птиц или сырого мяса;
  • во время прогулок во дворе, после которых кошка начинает вылизывать лапки;
  • при изучении остатков жизнедеятельности зараженных животных.

Причиной попадания паразитов в организм может стать и обыкновенная грязь, которую хозяева приносят с улицы на обуви.

Признаки токсоплазмоза

Симптомы болезни не всегда проявляются явно, владельцы кошек часто путают токсоплазмоз с простудными заболеваниями или кишечными расстройствами. При ослабленном иммунитете возможно:

• появление незначительного кашля и слизи из носа;
  • увеличение лимфоузлов;
  • покраснение или слезотечение глаз;
  • снижение аппетита;
  • понос или запор;
  • вялость и слабость.

В тяжелых случаях возможно появление судорог, нарушение координации движений, паралич конечностей. Но подобное явление встречается крайне редко и наблюдается только у кошек, сильно ослабленных другими заболеваниями. Так что для большинства хозяев инфекция любимца пройдет совершенно незаметно.

Переболевшей кошке повторное инфицирование не грозит. Выработанный иммунитет позволит быстро ликвидировать опасность.

Лечение кошек при токсоплазмозе

Большинству кошек лечение не требуется. Помощь ветеринара потребуется в случаях, когда организм не может самостоятельно справиться с паразитами. В этом случае используют антибиотики (курсом в несколько недель) и назначают поддерживающие препараты, но самостоятельно лечить животное не следует. Лечение в стационаре — лучший выбор, ведь ветеринары смогут оперативно оценивать общее состояние питомца, его возраст, вес и сопутствующие заболевания.

В ветклинику следует обращаться при появлении:

• сильного кашля;
  • общей слабости;
  • отсутствия аппетита;
  • воспаления глаз;
  • отказа конечностей;
  • судорог.

Профилактика токсоплазмоза

Пути передачи токсоплазмоза

Профилактика для кошек:

• давать кошкам мясо только после тепловой обработки (паразиты гибнут при температуре около 70 градусов);
  • не допускать охоты на мелкую дичь (для этого достаточно повесить на шею питомца колокольчик, который будет распугивать потенциальную добычу);
  • выпускать гулять на проверенную территорию;
  • мыть лапы после прогулок;
  • оставлять уличную обувь в помещении, куда кот не сможет добраться.

Профилактика для людей:

• мыть руки после уборки кошачьего туалета;
  • использовать перчатки при работе с землей;
  • тщательно кипятить воду и подвергать тепловой обработке продукты питания;
  • мыть овощи и фрукты.

Токсоплазмоз  кошек и человек

Кот и человек

Человеку токсоплазмоз передается с пищей и водой, зараженной нечистотами, или при уборке лотка. От обычного поглаживания любимца заразиться невозможно, даже если кошка будет находиться в острой фазе болезни. В крайне редких случаях паразиты могут попасть в тело человека через укусы больного животного.

В организме человека паразиты приживаются довольно быстро, но недомогание от болезни ощущают лишь единицы. В группу риска попадают беременные женщины, у которых дело может дойти до выкидыша, преждевременных родов или рождения больного ребенка. Правда, большинство женщин к моменту зачатия уже перенесли это заболевание, хотя большинство из них даже и не подозревает об этом.

Опасен токсоплазмоз и новорожденным деткам, чей организм пока не готов к лишним соседям. В этом случае токсоплазмы проникают в ткани и начинают неотвратимо разрушать их.

Но подобное течение болезни встречается крайне редко: большинство людей даже не замечают у себя признаков заболевания, а те, кто что-то чувствует, относят признаки недомогания к обыкновенной простуде.

Риск заразиться от домашних животных невелик, гораздо больше вероятность подцепить болезнь через немытые руки, грязные фрукты, недостаточно проваренное или прожаренное мясо.

Опубликовано: 7 июня, 2022