Лечение маститов у собак и кошек
Лечение агалактии (отсутствие молока/слабовыраженная лактация) у собак и кошек
Лечение галактореи (патологическая лактация) у собак и кошек

Лечение мастита у собак и кошек

Мастит у кошки (собаки) — воспаление одной или нескольких долей молочной железы. Бывает лактационным и фиброзно-кистозным.

Причины мастита у собак и кошек

Лактостаз — послеродовой лактационный мастит у кормящей кошки (собаки) возникает в следующих случаях:

1. Слишком маленькое количество детёнышей.
  2. Ранний отъём щенков (котят) от груди.
  3. Рождение мёртвых щенков или гибель всего помёта.

При этом молоко продолжает вырабатываться, а опорожнения молочных желёз не происходит.

У нерожавшей, или неоплодотворённой, самки при развитии ложной беременности также наблюдаются застойные явления и, как следствие, воспалительный процесс.

Фиброзно-кистозный мастит — мастопатия — обычно возникает у сук возрастом от шести лет. Является следствием гормональных нарушений или частых лактостазов.

Кошка кормит котят

Симптомы мастита у животных

Первые симптомы:

• отёчность и уплотнение доли молочной железы;
  • покраснение кожи;
  • болезненность.

При прогрессировании заболевания повышается температура тела, железа становится напряжённой и горячей, появляются кровянисто-гнойные выделения. Кормление настолько болезненно, что самка не подпускает детёнышей к соскам, не даёт до них дотронуться.

Дальнейший процесс приобретает гнойный характер, плотный инфильтрат размягчается — происходит расплавление тканей, возникает абсцесс.

Отсутствие лечения приводит к образованию флегмоны и гангрены с некрозом отдельных участков.

Кормящая собака

Лечение мастита у собак и кошек

Что делать в домашних условиях, если вы заметили вышеуказанные признаки у своей собаки (кошки)?

• В начальной стадии хорошо помогает прикладывание холода. Для этого надо завернуть в полотенце пакет с кубиками льда или кусок замороженного мяса, приложить его к воспалённой железе на 15–20 минут.

Это важно! Не прикладывайте лёд непосредственно к коже!

• Если молоко идёт чистое, без примесей, не торопитесь переводить новорождённых на искусственное вскармливание. Подкладывайте наиболее сильных щенков (котят) к воспалённым, уплотнённым соскам.
  • При отёчности во время ложной беременности хорошо помогают компрессы с камфарным маслом. Однако они противопоказаны, если самка — кормящая.
  • При сильной болезненности, повышении температуры, выделении из сосков крови или гноя необходима ветеринарная помощь. Иногда удаётся решить проблему консервативными методами — новокаиновыми блокадами, антибиотикотерапией. В случае гнойного мастита показано оперативное лечение, состоящее в удалении абсцедирующих или гангренозных долей.
  • Лечение фиброзно-кистозного мастита у кошек (собак) иногда проводится при помощи гормонов. Это не всегда целесообразно, поскольку велика вероятность рецидивов и злокачественного перерождения. В этом случае терапия выбора — мастэктомия.

Внимание! Примите необходимые доврачебные меры и затем обязательно покажите животное ветеринарному специалисту. Только врач знает, как лечить мастит у собаки или кошки.

Чего не стоит делать

• Не грейте поражённую долю — прогревание усиливает кровоток в застойной области, ускоряет и усугубляет воспалительные процессы.
  • Не сцеживайте молоко у самки после отнятия детёнышей или во время ложной беременности — его количество должно постепенно уменьшаться самостоятельно.
  • Не отнимайте щенков, если молоко идёт чистое, без всяких примесей.

• Соблюдайте гигиену, содержите в чистоте роженицу и новорождённых.
  • После родов ежедневно осматривайте и осторожно пальпируйте молочные железы.
  • Следите за тем, чтобы детёныши сосали молоко из всех сосков. Подкладывайте самых сильных и активных к наиболее плотным соскам.
  • Обрабатывайте антисептиками любые повреждения молочных желёз. Регулярно обстригайте деткам коготки.
  • При ложной беременности ограничьте самку в воде, исключите из рациона молочные продукты.